ѕо разным оценкам, в –оссии недоливают от 20% до 76% ј«—
ѕо разным оценкам, в –оссии недоливают от 20% до 76% ј«—

–оссийские водители оказались не единственными жертвами нового проекта  ојѕ, в котором предлагаетс€ серьезно повысить штрафы. ¬ зону риска также попали ј«— — дл€ них предлагаютс€ жесткие наказани€ за недолив топлива. Ќа первый взгл€д иде€ кажетс€ правильной, но эксперты вид€т в ней немало изъ€нов. ћежду тем проблема недолива приобрела в –оссии угрожающие масштабы.

ѕроект предполагает ввод оборотных штрафов в размере 1% от выручки ј«— за прошедший год, если обнаружитс€, что хот€ бы одна из колонок выдает неверное количество топлива. ѕо подсчетам авторов идеи, в таком случае автозаправка в обычном городе заплатит государству около 650 тыс€ч рублей штрафа, в региональном центре — 1,2 миллиона рублей, а в ћоскве и —анкт-ѕетербурге — почти 3 миллиона рублей.

 то крайний?

ƒл€ борьбы с недоливом на ј«— такие штрафы могут быть оправданными.

— Ќа одной заправке из-за обмана клиентов может образовыватьс€ около двух тонн излишек разного топлива в мес€ц, — рассказал нам бывший сотрудник региональной сетевой ј«—. — ≈сли считать очень грубо, то это более 120 тыс€ч рублей «левых» денег с одной точки.

¬ы сталкивались с недоливом на ј«—?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа, недолив был очевиден
  • Ѕыли подозрени€, но точно не знаю
  • Ќет, не замечал
  • ¬ообще не парюсь на этот счЄт
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

— другой стороны, в текущем виде новый закон может сделать виновными даже честные ј«—. Ќапример, в документе говоритс€ о штрафах «за изменение объема топлива с нарушением требований». ѕолучаетс€, что наказывать можно будет не только за недолив, но и за перелив топлива.

“акже непон€тно, каким образом определ€ть недолив. —ейчас в –оссии существует две методики проверки бензоколонок: перва€ действует со времен ———–, а втора€ по€вилась в 2004 году. ¬ первом случае погрешность рассчитываетс€ после двух измерений и может составл€ть до 0,5% от объема (погрешность 50 миллилитров на 10 литров), а во втором — после п€ти и составл€ть максимум 0,25%.

„ем известнее и крупнее ј«— — тем меньше шансов нарватьс€ на недолив
„ем известнее и крупнее ј«— — тем меньше шансов нарватьс€ на недолив

— –осстандарт разрабатывает единый √ќ—“ дл€ бензоколонок и способов их проверки, но его не могут прин€ть из-за технических проблем и противоречий с бизнесом, — рассказал исполнительный директор –оссийского топливного союза (–“—) √ригорий —ергиенко. — ѕока этот вопрос не будет решен, вводить новые штрафы категорически нельз€. “ем более что они слишком неадекватные.

ѕомимо правовых несостыковок существуют сложности при подсчете топлива. 

— ѕри производстве и оптовых продажах горючее измер€етс€ в единицах массы — тоннах, а в рознице — уже в литрах, — продолжает —ергиенко. — “акже при передаче нефтепродуктов происход€т температурные изменени€ их объема. «имой образуютс€ излишки, а летом — недостача, которую каким-то образом нужно компенсировать. »меютс€ еще и естественные потери вследствие интенсивного испарени€, особенно высокооктановых бензинов.

«¬ этих услови€х вводить драконовские штрафы только дл€ владельцев ј«— за €кобы умышленный обман считаем излишним. ’от€ факты недолива, конечно, есть»
√ригорий —ергиенко, исполнительный директор –оссийского топливного союза (–“—)

— Ќа данный момент практически все проверки провод€тс€ планово, — говорит анонимный источник. — ѕоэтому если руководству автозаправки есть что скрывать, то у них будет врем€, чтобы замести следы. 

Ќо даже если в –оссии начнут массово инспектировать заправки без предупреждени€, это вр€д ли поможет.

— —отрудник ј«— не станет наливать топливо, пока не сообщит о проверке в головной офис, — продолжает он. — ѕосле этого айтишники быстро перенастраивают топливораздаточную колонку на нормальный режим работы.

¬ –осстандарте это понимают и поэтому хот€т внести в методику проверки два серьезных изменени€. ¬о-первых, разрешить провер€ть работу всей экосистемы ј«—, а не конкретной колонки. ¬о-вторых, вы€вл€ть недолив с помощью «тайных покупателей». Ќо прийти к всеобщему одобрению этих идей пока не удаетс€.

 ак недоливают

ќбманывать покупател€ могут по-разному. ѕо информации –осстандарта, в основном происходит перенастройка программного обеспечени€ колонки, после чего она будет наливать немного меньше, чем показывает на экране.

«аниматьс€ недоливом может не только руководство, но и работники. ¬ 2018 году одну из крупнейших подобных махинаций раскрыли на юге –оссии. “огда ставропольский хакер создал вредоносную программу и предлагал ее руковод€щим сотрудникам разных ј«—. ¬ирусы внедр€лись как в сами колонки, так и в кассы, системы суммарных счетчиков и другое оборудование. ¬ итоге клиентам недоливали от 3 до 7% топлива, которое сливалось в специальный резервуар.

Ѕолее простой способ — заранее останавливать подачу бензина в бак.  огда насос отключаетс€, заправщик может опустить руко€тку пистолета и часть недолитого топлива останетс€ в шланге, которое потом уходит «в сторону». ј если колонка старого образца, то шансы быть обманутым сильно возрастают.

— ћахинации р€довых сотрудников — это капл€ в море, — считает бывший сотрудник ј«—. — ƒл€ них, кстати, никаких наказаний в новом законопроекте и не предусматриваетс€. Ўтрафы положены только индивидуальным предпринимател€м и юридическим лицам.

ќсновной способ недолива — перенастройка программы
ќсновной способ недолива — перенастройка программы

—обеседник увер€ет, что у некоторых компаний весь бизнес держитс€ на недоливе — иначе они вообще не получали бы прибыли. ј обычные работники даже не подозревают, что компани€ мухлюет при заправке автомобилей — это знает лишь узкий круг специалистов. Ќо чем крупнее организаци€ и чем она ближе к государству — тем меньше обмана.

ѕострадают водители

— ќборотные штрафы в размере 1% еще в 2018 году предлагал ћинпромторг, но во врем€ публичных слушаний ћинэкономразвити€ дало на проект отрицательное заключение, — говорит президент –“— ≈вгений јркуша.

¬ том заключении сообщаетс€, что предложенные штрафы несоразмерны с т€жестью правонарушени€ и их нужно снизить. ≈сли этого не сделать, то будут созданы коррупционные риски, а недобросовестные владельцы ј«— начнут открывать дополнительные юрлица и скрывать часть доходов, чтобы в случае чего штраф получилс€ менее значительным.

Ћогично предположить, что все св€занные с этим издержки тем или иным образом перенесут на плечи автомобилистов. Ќапример, если провер€ющие органы можно будет подкупить, то ј«— не постесн€етс€ и дальше недоливать топливо, возможно — даже в больших размерах. ј если заправке придетс€ пр€тать выручку, то у нее внезапно может сломатьс€ терминал — и оплатить покупку дадут только наличными.

Ќаш собеседник, сотрудник ј«—, подтвердил опасени€.

—  онечно, в дураках в итоге останутс€ водители, — считает он. — ¬р€д ли в –оссии начнут поголовно вы€вл€ть недоливщиков. ѕросто за молчание придетс€ больше платить.

ћасштабы проблемы

¬ 2019 году –осстандарт проверил свыше двухсот заправок и обнаружил нарушени€ на 39 точках — то есть примерно в 20% случаев. ћинпромторг в том же году сообщал о недоливе в 60% случаев. ¬ ходе своих проверок министерство установило, что чем меньше покупаетс€ топлива, тем больше в процентном соотношении будет недолив. Ќапример, при заправке на 10 литров колонка может недодать до 90 миллилитров (0,9%) топлива, а при заправке на 50 литров — до 300 миллилитров (0,6%).

√одом ранее ‘едераци€ автовладельцев –оссии (‘ј–) говорила о нарушени€х на 76% ј«—. ѕо данным организации, в среднем недолив составл€л около 5%, при этом были случаи с недостачей в размере более 19%.

≈сли не довер€ете сотрудникам ј«— — заправл€йте машину самосто€тельно
≈сли не довер€ете сотрудникам ј«— — заправл€йте машину самосто€тельно

„тобы снизить риск обмана, нужно придерживатьс€ нескольких правил. ¬о-первых, старатьс€ избегать мелкие региональные ј«— и заправл€тьс€ у крупных окологосударственных компаний. Ёто не только уменьшит шансы недолива, но и позволит не напоротьс€ на некачественное топливо.

¬о-вторых, держатьс€ середины: не заливать слишком мелкие объемы топлива, но и не заправл€тьс€ до полного бака. ѕри малом количестве будет выше процент недолива, а при большом — труднее заметить недостачу. Ћучше всего просить заправл€ть машину либо на круглую сумму (500, 1000 рублей), либо на конкретный литраж (20, 30 литров). ≈сли боитесь обмана со стороны автозаправщика — следите за цифрами на колонке или берите топливораздаточный шланг в свои руки.

–ассказываем, как самосто€тельно проверить честность ј«— с помощью мерных емкостей.