ѕри развороте возник конфликт с водителем красного Chevrolet Aveo
ѕри развороте возник конфликт с водителем красного Chevrolet Aveo

¬алерий хотел развернутьс€ на широком перекрЄстке строго по правилам, но попал сразу в две аварийные ситуации. » хот€ контактов удалось избежать, остаЄтс€ вопрос — почему всЄ пошло не так?

¬идео: —ершшш / YouTube

“раектори€ разворота на обычном перекрЄстке не оговорена правилами, поэтому вопрос о том, разворачиватьс€ ли через центр или у начала пересечени€, не имеет однозначного ответа. ƒопустимы оба варианта, и в зависимости от конфигурации перекрЄстка предпочтительным бывает тот или иной. ¬ целом безопаснее разворачиватьс€ по малому радиусу, чтобы сто€щие позади автомобили не попытались обогнуть вас слева — они могут думать, что вы готовитесь повернуть, а не развернутьс€.

Ќо в данном случае перекрЄсток сложный — он не только широкий, но и имеет разделительные полосы и трамвайные пути. «наки движени€ по полосам запрещают поворот на первом пересечении, но дальше вис€т знаки, разрешающие поворот налево, а с ним — и разворот.

«наки запрещают разворот на первом пересечении, но не запрещают на втором (из левой полосы)
«наки запрещают разворот на первом пересечении, но не запрещают на втором (из левой полосы)

— ѕри наличии поперечных трамвайных путей или сплошной разметки на пересечении разворот необходимо выполн€ть по большому радиусу, огиба€ центр перекрЄстка, — объ€сн€ет автоэксперт ёрий ѕанченко. — ќб этом пр€мо говорит пункт 9.1 (1). —итуаци€ на видео из этого разр€да. “ем более что разворот по малому радиусу здесь однозначно запрещают знаки движени€ по полосам. 

ѕопытка развернутьс€ по малому радиусу на таком пересечении интерпретируетс€ как кратковременное движение по встречной полосе и влечЄт непропорционально суровое наказание: по части 4 статьи 12.15  ојѕ грозит штраф 5000 рублей или лишение прав на срок до полугода — как за обгон через сплошную.

— »звестны как минимум три решени€ ¬ерховного суда –‘, когда такой разворот приравнивали к двум поворотам налево и действительно лишали водителей прав, — добавл€ет ёрий ѕанченко.

Ќо попытка ¬алери€ выполнить правила привела к тому, что на широком перекрЄстке его опередила слева друга€ машина и траектории пересеклись. ‘ормально ¬алерий всЄ равно имел приоритет, потому что при нерасчЄтном конфликте траекторий пункт 8.9 ѕƒƒ отдаЄт приоритет автомобил€м, наход€щимс€ справа.

ƒругое дело, что автомобиль, ехавший позади ¬алери€, не мог предугадать манЄвр автора — у машины есть поворотники, но нет разворотников. ѕроблему можно решить, нарисовав на пересечении разметку, котора€ определ€ет точные траектории движени€, но и это не всегда помогает. –азметочна€ траектори€ часто не совпадает с интуитивной (водители же люб€т срезать углы), поэтому по мере еЄ стирани€ или погребени€ под снегом хаос возвращаетс€.

— ѕри такой конфигурации перекрЄстка разворот небезопасен, — считает ёрий ѕанченко. — я бы повесил здесь знак «–азворот запрещЄн».

ѕотер€в врем€ на спор с водителем Aveo, ¬алерий не успел покинуть пересечение, когда поперечный поток тронулс€ на свой зелЄный, вытеснив автора видео на разделительную полосу.

ѕравда оп€ть на стороне ¬алери€: пункт 13.8 ѕƒƒ требует от автомобилей, которые начинают движение на зелЄный, пропустить тех, кто завершает манЄвр на перекрЄстке. »сключением €вл€ютс€ широкие перекрЄстки со стоп-лини€ми перед въездами на промежуточные пересечени€, которые требуют учитывать сигналы соответствующих светофоров (пункт 13.7 ѕƒƒ).

— другой стороны, тронувшиес€ автомобили не могли предполагать, что ¬алерий хочет развернутьс€ — в момент начала их движени€ он как раз пререкалс€ с водителем Aveo. » дл€ него, веро€тно, безопаснее было подождать на трамвайных пут€х, хот€ правила и не оговаривают такую возможность.

–азворот при кажущейс€ простоте манЄвра таит в себе скрытые риски, которые нужно учитывать всем сторонам. Ќапример, в конце разворота водитель нередко упираетс€ в поток пешеходов (как и в нашем случае), которые начинают движение за зелЄный сигнал. ¬ прошлом выпуске «√руппы разбора» мы уже вы€сн€ли, что в этом случае их нужно пропускать.

–азворот запрещЄн на пешеходных переходах, в тоннел€х и на мостах, на железнодорожных переездах, вблизи остановок маршрутного транспорта и там, где видимость дороги составл€ет менее 100 метров.

 то в большей степени виноват в создании аварийных ситуаций на видео?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • јвтор видео: разворачиваетс€ в непредсказуемой манере
  • ƒругие водители: слишком тороп€тс€
  • ƒорожные службы: перекрЄсток небезопасен
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€